понедельник, 13 июня 2016 г.

Техника вязания ирландского кружева


   Середина 1800-ых застала Ирландию среди разрушительного голода. Печально известный Ирландский картофельный голод произошёл в 1845-1849г. Основной сельскохозяйственной культурой у малоземельных ирландских крестьян был картофель, и эпидемия картофельного грибка, вызывающего фитофтороз, привела к катастрофическим последствиям для страны. В результате голода погибло от 500 тыс. до 1,5 млн. человек. Значительно увеличилась эмиграция, особенно в США, ставшая постоянной чертой исторического развития Ирландии. В итоге, в 1841-1851 гг. население Ирландии сократилось на 30%, и страна была поставлена на грань выживания.Люди были вынуждены искать дополнительный заработок. Изготовление кружев было довольно выгодным бизнесом, однако традиционные способы плетения на коклюшках и шитья иглой были очень долгим и трудоемким процессом, а деньги были нужны срочно. И в Ирландии был изобретен особый способ имитации крючком модного тогда кружева “Розалина”, которое, в свою очередь, является модификацией Венецианского кружева (на фото француское игольное кружево 18 века).Изобретение способа принадлежит некоей мадемуазели Риего де Бланкардье, дочери франко-испанского дворянина и ирландки. Она придумала, как делать кружево, которое напоминало Венецианское, но могло выполняться крючком, что очень ускоряло производство. Кусок кружева, который требовал, по крайней мере, двести часов для изготовления иглой, мог быть связан всего за 20 часов. В1846 Риего де Бланкардье издала первую книгу ирландских образцов вязания крючком.

 А настоящее ирландское кружево выглядит примерно так. Согласитесь, впечатляет.



 




Новая техника очень быстро распространялась, и вскоре целые семьи были заняты вязанием кружев. Этому способствовало также то, что техника ирландского кружева очень удобна для массового производства. В отличие от обычного вязания крючком, ирландское вязание крючком состоит из отдельных мотивов (листья, цветы, розетки), которые вяжутся порознь и затем соединяются с помощью сетки. Такой способ давал возможность разделения труда - каждый вязальщик специализировался на отдельных мотивах, в соответствии со своими способностями. Таким образом, каждый член семьи мог внести свой вклад в общий заработок, поэтому вязали все - мужчины, женщины, дети, старики.В условиях бедных крестьянских изб кружево часто пачкалось во время работы, поэтому перед продажей его надо было стирать. Наиболее же аккуратные мастера заворачивали недоконченную работу в чистый холст и убирали на ночь под кровать. Появился даже специальный термин, означающий примерно “укладывать работу спать”.Секреты вязания ревниво охранялись каждой семьей, работа пряталась, если в дом неожиданно входили соседи - конкуренция есть конкуренция! Готовые мотивы относились в кружевные центры в ближайшем городе, и там наиболее опытные и творчески одаренные мастера собирали из них готовые вещи - воротники, манжеты, платья и пальто, и даже пляжные зонтики.

Ирландское кружево охотно покупалось в Дублине, Лондоне, Париже, Риме, Нью-Йорке и Сан-Франциско (главный центр продажи ирландского кружева до землетрясения 1906). Популярность кружева колебалась в зависимости от моды, но все же оно было сильно востребовано вплоть до второй мировой войны, после которой резко упал спрос на предметы роскоши.Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, во многом благодаря интересным моделям дизайнеров, использующих эту технику. Впрочем, востребованы не только современные модели - например, на бракосочетании Крон-принца Дании в 2004 невеста была одета “в простое платье цвета слоновой кости с вуалью из 100-летних ирландских кружев”.Главная ценность ирландского кружева, наверное, в том, что оно до сих пор остается ручной, индивидуальной работой. Если вышивать, ткать ковры и гобелены, вязать трикотажное полотно уже давно умеют машины, то создать вязаное кружево может только рука мастера.В самой Ирландии всемирно известное Ирландское кружево до сих пор знают как “кружево помощи”, т.к оно, действительно, предоставляло людям возможность выжить, и в таком названии хранится часть истории страны.
 
Старинное ирландское кружево по своей красоте и сложности исполнения находится на грани виртуозного ремесла, и даже искусства. Но дабы не напугать новичков и рукодельниц широкого круга, сразу оговорюсь, что здесь речь пойдет скорее о технике вязания в стиле ирландского кружева, а точнее о технике наборного кружева, которое часто называют «ирландское кружево».
Суть данной техники в том, что полотно собирается из отдельно связанных мотивов  (чаще всего растительного характера), соединенных в единую композицию.
Считается, что выполнение изделия в данной технике под силу опытным вязальщицам, но я не могу с этим согласиться. Например, многие без труда смогут связать листочек или цветочек, а соединение всех элементов в полотно это только вопрос терпения. И если оно у вас есть, то надо обязательно попробовать! Надо сказать, что полученный результат  всегда превосходит все затраченные усилия и ради такой красоты стоит постараться.В ирландском кружеве существует несколько способов соединения мотивов между собой. При сборке одного изделия часто мастерицами используются разные способы
1.Самый простой, на первый взгляд,  это когда элементы привязываются один к другому в ходе работы. Нужно связать один мотив и во время вывязывания последнего ряда второго мотива присоединять его к первому. Можно связать несколько крупных мотивов и соединять их  в процессе вязания более мелкого. Собрать таким образом все полотно будет довольно проблематично, ведь надо заранее «продумать» все места соединения, но этот способ сборки  хорошо подходит в случае, когда собираются небольшие композиции в полотне состоящие из мелких, однородных мотивов.Если вы не уверены в своей терпеливости и сомневаетесь в том, что довершите задуманное с мелкими мотивами, попробуйте вязать крупные мотивы.
2. Самый распространенный способ, используемый в наборном кружеве, это когда мотивы соединят при помощи сетки. Выглядит это примерно так: выкладывается композиция из мотивов, а пустоты между ними заполняются сеткой, при вязании которой именно и соединяются мотивы в полотно.  Из-за того, что эти самые «пустоты» всегда неоднозначной формы, их трудно заполнять привычной регулярной сеткой: филейной сеткой или сеткой соты. Поэтому, несмотря на то, что сетка может быть самая разная, удобнее всего использовать, так называемую, нерегулярную сетку, которая вяжется произвольно в различных направлениях с неодинаковыми ячейками и которая как бы обтекает мотивы.
3. Если второй способ кажется вам слишком трудоемким, то можно поступить проще: сначала связать сетку основы, а за тем на нее  по узору нашить мотивы кружева. Можно за основу взять не сетку, а, например, ажурное полотно, связанное крючком.
4. Совсем уж простой способ. В качестве основы можно использовать хлопчатобумажную тюль, на которую потом и пришивать по рисунку элементы кружева. А если элементы выполнены из тонкой нити тонким крючком, то можно использовать в качестве сетки тонкую нейлоновую тюль.
5. Кроме всего прочего мотивы можно сшивать иголкой, многие мастерицы его используют и  часто в том случае, когда полотно состоит из плотно прилегающих друг к другу мотивов с минимальными просветами. В качестве сшивной нити удобно использовать предварительно оставленный (не заправленный ) кончик от мотива, естественно при этом он должен быть достаточной длинны для того, чтобы заправить в него иголку и прошить небольшой участок.

6. Соединять мотивы можно также и с помощью так называемых брид – стежков из нитей, которые затем обшиваются швом «ришелье» или сама сетка выполняется по принципу игольного кружева.


Итак, с чего же начать? Важно, во-первых, со всей серьезностью отнестись к выкройке, выстроенной по всем швейным правилам со всеми полагающимися вытачками.
Если вы не профессиональный портной и сами построили выкройку  и (или воспользовались предложенными выкройками из швейных журналов), то рекомендуется раскроить детали на недорогой ткани, сшить их и подогнать по своей фигуре, добившись идеального прилегания. Потом детали вновь распороть и по ним построить новые детали с уже внесенными коррективами. Поверьте, эта, может быть и непростая манипуляция, поможет вам избежать многих неприятных сюрпризов в дальнейшем, ведь корректировать связанное полотно намного сложнее. Итак, мы имеем нашу идеальную выкройку, предпочтительнее всего из плотного картона. Один из способов сборки - деталь изделия фиксируем на какой-нибудь мягкой поверхности, чтобы в нее можно было втыкать булавочки. Для этой цели можно приспособить, например, кусок доски, затем обтянуть ее поролоном и сверху тканью. Далее всю выкройку заполняем мотивами, которые частично уже могут быть собраны в отдельные композиции. Не стоит вязать сразу много мотивов (если конечно вы не повторяете какое-то изделие), лучше связать несколько и подобрать удачное их сочетание. Пожалуй, этот момент самый сложный в ирландском вязании, ибо это и есть творчество. Но зато и самый интересный. Остальные мотивы вяжутся уже в контексте задуманной идеи
Если прикалывать мотивы на бумажную выкройку не совсем удобно, можно мотивы пришивать на ткань (на которой нанесены контуры выкройки). Можно фиксировать мотивы и с помощью скотча. Многие мастерицы крепят мотивы лицом вниз из-за того, что их так удобнее сшивать и соединять сеткой. Можно собирать полотно из небольших участков- композиций, собранных отдельно «на коленке» (в данном случае мотивы ни к чему не крепятся), и только затем соединять их в одно целое, например, спинку или полочку. 
Кстати сшивать нужно как можно незаметнее - это самое основное правило. Таким образом, заполняется все пространство выкройки. При этом наверняка имеются прогалинки, незаполненные участки между мотивами, которые и заполняются сеткой. Когда одна деталь выкройки готова, приступаем к другой. Чтобы при сборке изделия в местах боковых и плечевых швов создавалось впечатление целостности кружевного полотна, а сам шов был невидимым, необходимо заранее продумывать места соединения полотен. Например, если какой цветочек-листочек вдруг вылезает за границу, скажем полочки, ну и прекрасно! Тогда спинку надо делать уже с учетом этого полу-цветочка листочка, который начинается на полочке, а заканчивается на спинке.
Надо сказать, что часто наибольшие вопросы и затруднения в процессе работы, особенно у новичков, вызывает сетка. Как уже отмечалось выше, сетка  бывает «правильная», т.е. регулярная (используется в основном при обвязке графических мотивов или мотивов одинаковых размеров), и «неправильная», т.е. нерегулярная (применяется при заполнении разных по размерам, объему мотивов и сложных элементов). Нерегулярная сетка вяжется произвольно в различных направлениях, поэтому у нее нет ни лицевой, ни изнаночной стороны
.
Нет однозначных приемов использования сетки. Одни мастерицы вяжут ее отдельно под мотивы, а потом пришивают ее к ним. Другие ее вывязывают непосредственно при соединении мотивов. Не бойтесь пробовать и экспериментировать. Наверняка, в процессе работы у Вас появиться свой универсальный способ соединения мотивов и использования сетки. Что касается ниток, то для сетки рекомендуют использовать нить немного тоньше, чем нить, из которой связаны мотивы. Чтобы сетка не была рыхлой, вязать ее нужно потуже, а чтобы элементы не терялись на сетке и смотрелись контрастней, их можно обвязывать «рачьим шагом». При обвязке мотивов сеткой не обязательно каждый раз рвать нить, перейти к следующему мотиву можно аккуратно по изнанке. В одном изделии можно применить несколько вариантов сетки, а соединять мотивы – разными способами, главное, чтобы это все смотрелось гармонично.(
(Помимо сетки  в вязании можно использовать вязаные шнуры и тесьму, которые вяжутся нужной длинны и используются в зависимости от фантазии.
(


В ирландском вязании часто для придания элементам рельефности используют прием, который называется вязание на бурдоне. Бурдон - одна толстая или несколько тонких нитей. Бурдон проходит внутри вязания и является основой для обвязки столбиком без накида. Его то закладывают внутрь вязания для утолщения, то, наоборот, откладывают в сторону для более тонкого вязания
Еще одна деталь. Профессионалы  рекомендуют в процессе сборки изделия мотивы, собранные в композиции, немного увлажнить и слегка отпарить (но не отглаживать!) до того, как будет собрано все полотно. Ведь если мотивы в результате этой процедуры немного сядут, Вам придется делать довязку, которая часто нарушает гармонию кружевного рисунка.
Источник: сайт knitter.spb.ru
Несколько элементов ирландского кружева







  http://www.mirvyazaniya.ru/irlandskoe.html
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий